Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия
Консультативный центр "Чебурашка онлайн"
План работы Консультационного центра « Чебурашка онлайн»
МБДОУ детского сада «Чебурашка» на 2024-2025 год
Цель: обеспечение доступности дошкольного образования, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) и повышать их психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка;
- оказывать диагностическую, психолого-педагогическую и методическую помощь родителям и детям, в том числе, не посещающим дошкольные образовательные учреждения;
- содействовать социализации детей раннего возраста, не посещающих образовательные учреждения.
Принципы деятельности консультационного центра:
- Принцип конфиденциальности: информация об особенностях ребенка и его семье не разглашается без согласия родителей;
- Принцип комплексности: работа с ребенком и его семьей осуществляется командой специалистов разного профиля;
- Принцип научности: информация, предоставляемая учреждением должна быть достоверной и иметь научную основу;
- Принцип доступности: вся информация для родителей дается в доступной форме без использования излишней терминологии.
МЕСЯЦ |
СОДЕРЖАНИЕ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
сентябрь |
1.Сбор информации о семьях, дети из которых не посещают ДОУ 2. Утверждение плана работы консультативного центра на 2024-2025 учебный год, графика работы специалистов. 3.Знакомство с родителями и детьми «Добро пожаловать в наш детский сад». |
Воспитатель - Хрипункова Н.А. Воспитатель - Щукина В.И. |
октябрь |
Консультация «Артикуляционные и логоритмические упражнения для малышей» |
учитель-логопед Богомазова Н.В. |
Консультация «Истерики у детей 1-3 лет: причины, стратегии реагирования» |
педагог-психолог Пастухова Е.В. |
|
ноябрь |
Мастер-класс «Как собрать детскую фонотеку» |
Музыкальный руководитель Смородина Л.В. |
Консультация «Закаливание детей для профилактики простудных заболеваний» |
инструктор по ф\культуре Пастухова Е.В. |
|
декабрь |
Консультация «Способы и приемы развития речевого аппарата» |
учитель-логопед Богомазова Н.В. |
Консультация «Как можно развить музыкальный слух в домашних условиях» |
Музыкальный руководитель Смородина Л.В. |
|
январь |
Консультация с презентацией «Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста» |
Воспитатель Щукина В.И. |
Консультация «Занятия с педагогом или с мамой: что лучше?» |
педагог-психолог Пастухова Е.В. |
|
февраль |
Консультация «Семья в формировании физической культуры детей» |
инструктор по ф\культуре Пастухова Е.В. |
Консультация и демонстрация игр по сенсорному развитию «Сенсорика для малышей» |
воспитатель Хрипункова Н.А. |
|
март |
Консультация «Когда идти к логопеду?» |
учитель-логопед Богомазова Н.В. |
Консультация «Соблюдение режима дня – залог гармоничного развития ребенка» |
Воспитатель Щукина В.И. |
|
апрель |
Тренинг «Родительское выгорание: как оставаться достаточно хорошим родителем» |
педагог-психолог Пастухова Е.В. |
Консультация с элементами игровых упражнений «Игры, которые лечат» |
инструктор по ф\культуре Пастухова Е.В. |
|
май |
Консультация «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка» |
Воспитатель Хрипункова Н.А. |
Консультация «Музыка и подготовка ко сну» |
Музыкальный руководитель Смородина Л.В. |
|
июнь |
Рекомендации «Организация домашней развивающей среды» |
Воспитатель Щукина В.И. |
Консультация «Подготовка детей к поступлению в детский сад» |
педагог-психолог Пастухова Е.В. |
|
июль |
Консультация «Полезные книги для детей 3-7(8) лет» Рекомендации по созданию домашней библиотеки |
воспитатель - Хрипункова Н.А. |
Мастер-класс «Новые нетрадиционные логопедические технологии в развитии речи детей» |
учитель-логопед Богомазова Н.В. |
|
август |
Рекомендации «Как корректировать поведение ребенка» |
воспитатель - Хрипункова Н.А. |
Рекомендации «Активный ребенок норма или отклонение?» |
педагог-психолог Пастухова Е.В. |
|
В течении года |
Индивидуальные консультации по педагогическим вопросам. |
Воспитатели и специалисты КЦ |
Приложение №2
Режим работы консультационного центра
МБДОУ детского сада «Чебурашка» на 2024-2025 учебный год
Направление работы |
День недели |
Режим работы |
Ответственные |
Консультирование по музыкальному развитию |
понедельник |
13.00-14.00 |
Музыкальный руководитель Смородина Л.В. |
Консультирование по вопросам физиологического развития, профилактике заболеваний |
вторник |
16.00-17.00 |
Инструктор по физической культуре Пастухова Е.В. |
Консультирование по речевому развитию |
среда |
16.00-17.00 |
учитель-логопед Богомазова Н.В. |
Консультирование по проблемам психического развития ребенка |
четверг |
16.00-17.00 |
педагог -психолог Пастухова Е.В. |
Информационная поддержка по вопросам воспитания и обучения, организационные вопросы Практические рекомендации воспитателя |
пятница |
13.00-14.00 |
Воспитатель Хрипункова Н.А., Щукина В.И. |